Ура! Я «домашку» сделал!

Редко встретишь ребёнка, который с удовольствием выполняет домашние задания. Для многих родителей знакомая ситуация. Ясно, что проблема сложная, не имеющая однозначного решения.Сначала чётко определим, в чём состоит цель домашних заданий. каждый учитель ответит, что домашняя работа нужна для того, чтобы ученик закрепил новые знания, потренировался в выполнении простых и сложных заданий, проверил себя, расширил свой кругозор. А психолог обязательно добавит, что домашняя работа – это единственный вид деятельности в семье, за которую ребёнок несёт персональную ответственность, а ещё она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. И не любят дети делать домашние задания потому, что они уже в школе устали от учебного труда, а дома так много соблазнов! Рядом любимые игры, компьютер, книги, диван, на который так и хочется прилечь, холодильник, манящий своими «недрами».

Что же необходимо делать родителям, чтобы выполнение домашних заданий ребёнком не превращалось в семейное испытание?

Прежде всего у маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с разной степенью успешности по различным учебным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: «Не хочет учится…». Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости ни нагрянули, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо.

! Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Как правильно организовать выполнение ребёнком домашних заданий?

Всем детям после школы необходимо принять пищу и отдохнуть, и только после восстановления сил приступить к работе. Многим помогает соблюдение чёткого распорядка дня. Для ребёнка слишком велико бремя ответственности, если ему приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы.

Исходя из особенностей психики ребёнка, родителям нужно определить оптимальное время для выполнения заданий.

После этого следует придерживаться расписания настолько чётко, насколько это возможно. Чёткое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» ребёнка и «усаживание» его за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью его ежедневного расписания.

Целесообразно начинать работу с выполнения более лёгких заданий. Таким образом, у ребёнка оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что вызывает чувство удовлетворённости.

Если по ходу выполнения домашнего задания вы заметили, что ребёнок устаёт, нужно организовать небольшие перерывы: можно перекусить, выпить чай, сделать несколько гимнастических упражнений, специальную гимнастику для глаз. Но ни в коем случае не смотреть телепередачи или звонить по телефону – это может подождать, так как после «такого перерыва» труднее вернуться к работе.

Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут. В третьем классе продолжительность занятий может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвёртом – до 45 минут.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому так важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Как правило, они в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребёнку: «Я думаю, что если ты ещё раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться другой ответ». Это побудит его вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

НЕПРАВИЛЬНО! Поступают те родители, которые заставляют делать задания вначале на черновик, по нескольку раз переписывать упражнения, добиваясь идеального исполнения.

В таких условиях процесс учения для ребёнка представляется непосильным, утомительным, не приносящим удовольствия трудом. И вряд ли он впоследствии будет демонстрировать познавательную активность, любить учебный труд.

Выполняйте с ребёнком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать его дополнительными заданиями. Помните, что ребёнок находится в школе 4-5 часов, и затем его рабочий день продолжается, когда он делает уроки дома. Жизнь ребёнка не должна состоять только из школьных заданий.

Нужно ли помогать ребёнку делать домашние задания?

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке». Совсем по-другому должен реагировать родитель, если ребёнок не справляется с чем-либо, сталкивается с трудностями. Тогда позиция невмешательства не годится. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. И главное – выполняйте домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него.

! О наказании за несделанные домашние задания

Если ребёнок получает низкие отметки не потому, что ему с трудом даётся предмет, а именно из-за неподготовленности к уроку, то родители вправе лишить его каких-либо важных для него благ. Например, не давать карманных денег какой-то промежуток времени, запретить компьютерные игры или просмотр телевизора. Тогда ребёнок сознательно сделает выбор между приятным бездельем и не таким приятным, зато поощряемым трудом. А прямого принуждения вам удастся избежать.