Социальный педагог информирует

Телефоны Доверия

 

                          РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

 «Как заметить приближающийся суицид?»

 Обратите особое внимание на Вашего ученика!

       Если ВЫ замечаете в его внешности, поведении и разговорах следующие особенности, то следует насторожиться и обратиться к психологу:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

  • погруженность в размышления о смерти;

  • отсутствие планов на будущее;

  • незапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Всё вышеперечисленное является признаками эмоциональных нарушений, способных привести подростка к самоубийству.

          Чем Вы можете помочь  такому учащемуся?

  1. 1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Предотвращение самоубийства состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление  обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, – ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
  2. Нужно понять, что не каждый потенциальный самоубийца – психически больной.Суицид – не повод для осуждения. Да, человек выбрал не самый лучший способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
  3. Установите заботливые, доброжелательные взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и поведением; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
  4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
  5. Не давите на чувство долга. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали.
  6. Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», – и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
  7. Предложите выходы из проблемной ситуации. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», – попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить, что остается позитивно значимым для человека и что может помочь ему справиться с возникшей ситуацией.
  8. Вселяйте надежду. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
  9. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности.
  10. Обратитесь за помощью к специалистам. Если Вы заметили в поведении, внешнем виде, при разговоре с учеником возможные признаки приближающегося суицида, не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не бойтесь обратиться за помощью к психологу учреждения. Это станет большим вкладом в помощь данному ученику.

МИФЫ О САМОУБИЙСТВЕ

Миф 1.

Люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не осуществят его на деле. 

Это самый распространенный предрассудок. На самом деле четыре из пяти жертв суицида не раз подают сигнал о своих намерениях. Однако чаще всего их просто не слышат.

Миф 2.

Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения.

Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью. По данным Э. Шнейдмана, 70% лиц, совершивших самоубийство, сообщали об этом своему ближайшему окружению.

Миф 3.

Суициденты постоянно думают о смерти.

Напротив, такие люди находятся в состоянии смущения. Они хотели бы жить, но не знают как. Позывы к смерти кратковременны, вот тут-то и нужна помощь.

Миф 4.

Улучшение, последовавшее за суицидальным кризисом, означает, что угроза самоубийства миновала.

На самом деле, человек имеет наибольшую возможность покончить с жизнью, если предыдущая попытка совершить суицид оказалась неудачной. Из всех признаков этот является самым зловещим.

Миф 5.

Суицид — наследственная болезнь. Она передается от одних членов семьи к другим.

Никаких подтверждений предположения о наследственной природе суицида нет.

Миф 6.

Суицид совершают умственно неполноценные люди.

Исследования показали, что суицид совершают, как правило, несчастные люди, но вовсе не обязательно умственно отсталые.

Миф 7.

Люди, совершающие суицид, не хотят принимать помощь окружающих.

На самом деле разговоры, угрозы самоубийства, попытки его осуществления являются своего рода «криком души», способом обратить на себя внимание окружающих.


Рекомендации к проведению беседы с подростком, который оказался в трудной жизненной ситуации

     Во время диалога с подростком рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • привести конструктивные способы ее решения;
  • одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Информация для родителей учащихся

Каждый понедельник с 16.00 до 18.00 будет работать «горячая линия» по оказанию специализированной помощи детям и молодежи, находящимся в сложных жизненных ситуациях.

Номер «горячей линии» 23-6-32

Опасные курительные смеси

В настоящее время на территории республики актуальной проблемой является распространение курительных смесей, содержащих в своем составе синтетические каннабиноиды.

Данные «миксы» рекламируются как легальный продукт, не содержащий наркотических средств и психотропных веществ, что не соответствует действительности. Курительные смеси получают популярность в молодежной среде, продажа их активно ведется, в том числе посредством сети Интернет. Согласно данным Министерства здравоохранения количество больных наркоманией за последние 25 лет увеличилось в 32 раза. Судимость, связанную с наркотиками, имеют 33% подучетных лиц. Особую озабоченность вызывает тот факт, что наркомания молодеет.

Для разъяснения детям и молодежи последствий употребления наркотических средств, а также формирования у них здорового образа жизни в Республике запланировано проведение акции «СТОП-СПАЙС!»

2

1. Локальные реакции организма, которые возникают по причине прямого негативного влияния дыма на слизистые организма. 

Почти все приверженцы курительных смесей страдают постоянным кашлем, усиленным слезоотделением, имеют хриплый голос, как во время курения, так и в промежутках. Постоянное воздействие дыма смесей на слизистые становится причиной развития воспалений дыхательных путей хронического характера. Часто развиваются хронические ларингиты, фарингиты и воспаления легких. Продолжительное курение таких смесей может привести к развитию рака полости рта и гортани, глотки и легких.

2. Реакции центральной нервной системы.

Влияние ингредиентов дыма на центральную нервную систему (далее — ЦНС) обусловливает привыкание к курению «спайса». Со стороны ЦНС могут проявляться разнообразные реакции: состояние эйфории, неаргументированная истерика или взрывы хохота, расстройства координации и ориентирования, визуальные и слуховые галлюцинации, абсолютная утрата способности контролировать себя и свое поведение. Все перечисленные нервные реакции уже своим присутствием грозят человеческой жизни. Известно огромное количество случаев, когда накурившиеся люди прыгали с последнего этажа высотного дома или купались в ледяной воде.

При регулярном курении «спайсов» возникают необратимые нарушения деятельности ЦНС. Могут наблюдаться стойкие нарушения внимания, ослабление памяти и снижение интеллекта, появляется склонность к депрессии и суициду. Кроме всего прочего, курильщики «спайса» имеют все шансы если не умереть, то стать инвалидами по причине тяжелых поражений ЦНС.

3. Сильная интоксикация организма.

При возникновении с дымом отравляющих веществ могут возникнуть токсические реакции – тошнота и рвота, учащённое сердцебиение и высокие показатели артериального давления, спазмы и судороги, обморок и кома. Сложность в устранении последствий курения смесей «спайс» заключается в том, что во многих случаях в крови пациентов при анализе отсутствуют наркотические соединения, что существенно затрудняет диагностику и назначение грамотного лечения.

Систематическое применение такого рода курительных смесей провоцирует физическую и психическую адаптацию, а абстинентный синдром (или синдром отмены) проявляется в болях во всем теле, тошноте, лихорадке. Курение смеси приводит к расстройству психики. Под угрозой оказываются память, умственная деятельность, внимание.

По другим клиническим наблюдениям, долгосрочное употребление «Спайс» оказывает негативное воздействие на печень, половую и сердечно-сосудистую системы. Курение «спайсов» также влияет на эрекцию, замедляет подвижность сперматозоидов и нарушает цикл менструации у женщин.

Долгосрочное употребление синтетических каннабиноидов в составе курительных смесей может спровоцировать возникновение раковых заболеваний и психических расстройств.

Справочно:

По исследованиям врачей-наркологов экспериментирование с различными психоактивными веществами, употребление легких и тяжелых наркотиков, включая курительные миксы, относится ко второй стадии возникновения физической и психической зависимости.

Таким образом, научными исследованиями было доказано, что синтетическиеканнабиноиды, содержащиеся в курительных смесях, оказывают крайне негативное влияние на организм человека. По силе воздействия синтетические каннабиноиды пятикратно превосходят тетрагидроканнабинол, содержащийся в обычной марихуане — вызывая глубокую необратимую шизофрению.

В целях противодействия распространению курительных смесей подразделениями наркоконтроля и противодействия торговле людьми проводятся активные мероприятия, в результате чего из незаконного оборота на территории Республики Беларусь изъято: 41 килограмм 691 грамм (4.169.100 разовых доз) курительных смесей и реагентов для их изготовления, 70 килограмм (7.000.000 разовых доз) растительной массы для изготовления JWH, а также 17.66 грамм аналогов психотропных веществ (1700 разовых доз).

Справочно:

Из незаконного оборота изъято: в 2010 году — 6980 грамм (700000 разовых доз), в 2011 году – 4200

грамм (420000 разовых доз), в 2012 году — 2200 грамм (220000 разовых доз), в 2013 году – 41691 грамм (4.169.100 разовых доз), в общей сложности с 2010 по 2013 года изъято 55 килограмм 71 грамм, что составляет около 5.507.100 разовых доз.

В сравнении со статистическими данными об изъятии на территории республики наркотических средств, психотропных веществ, количество изымаемых курительных смесей значительно превышает изъятия всех, изымающихся в течение года наркотиков или психотропов.

3.png

Обязанности родителей по отношению к школе.

Обязанности родителей по отношению к школе

1.Обеспечивать своевременное появление ребенка в школе, не допускать пропуска занятий без уважительной причины.

2.Контролировать внешний вид ребенка (учитывая требования школы к внешнему виду учащихся)

3.Обеспечивать ребенка необходимыми учебными пособиями, канцелярскими принадлежностями.

4.Создавать условия для учебы и подготовки домашних заданий: режим дня, хорошее питание, полноценный сон.

5.Контролировать успеваемость своего ребенка и помогать ему преодолевать трудности, которые возникают у него в изучении предметов.

6.Контролировать выполнение школьных заданий, поручений учителя.

7.Контролировать выполнение ребенком домашних заданий.

8.Решать с ребенком возникающие в процессе учебы проблемы.

9.Нести ответственность за поведение детей в школе.

10.Своевременно реагировать на требования учителей и администрации школы.

11.Укреплять здоровье ребенка.

12.Организовывать внеучебную, досуговую деятельность ребенка.

13.Информировать педагогов о проблемах и трудностях ребенка, осложнениях в здоровье.

14.Посещать родительские собрания.

15.Участвовать в планировании и организации учебно-воспитательного процесса, в жизни школы.

16.Помогать школе и классному руководителю в проведении совместных мероприятий, экскурсий, походов, школьных вечеров, благотворительных акций.

17.Систематически встречаться с педагогами, интересоваться успехами и трудностями своего ребенка, по желанию и согласованию с учителями посещать учебные занятия.

18.Не обсуждать действия педагогов в присутствии детей.

19.Учитывать рекомендации педагогов и классного руководителя

Сидр приучает молодежь к алкоголю. читать…

Сидр приучает молодежь к алкоголю

Продуктовая корзина наполнена напитками с низким содержанием алкоголя.

Согласно закону, напиток с низким содержанием алкоголя не является алкогольным напитком и его можно продавать круглые сутки как взрослым, так и детям. Свободно продающийся в магазинах слабоалкогольный напиток привлекает несовершеннолетних.

Молодые люди пытались приобрести в магазине напитки с небольшим содержанием алкоголя, но продавец, исходя из своих этических соображений, отказался их продавать.

 Если содержание алкоголя в сидре остается в пределах 1,2 процента и напиток не превышает этот показатель, то, согласно закону, мы имеем дело с безалкогольным напитком и его разрешается продавать несовершеннолетним детям.

 Заведующая отделом потребительской политики и связей с общественностью Департамента защиты правпотребителей Ханна Турецки пояснила, что производитель сам дает определение своей продукции: напитоксодержит алкоголь или же он является безалкогольным.

Появление зависимости

Если же на прилавке рядом выставлены, например, шведский сидр Koppaberg с нулевым содержанием алкоголя и Fizz с содержанием алкоголя до 1,2 процента, то чему отдаст свое предпочтение подросток, решивший купить себе сидр?

Советник по связям с общественностью Института развития здоровья Марис Якобсон пояснила, что даже если небольшие дозы алкоголя не могут нанести вреда взрослым, то это совсем не означает, что с молодыми людьми такая же история:

«Пол-литровая банка сидра с содержанием алкоголя 1,2 процента дает 0,5 единиц алкоголя. Четыре банки такого сидра составляют уже допустимую для взрослой женщины дневную дозу алкоголя».

«Алкоголь не должен быть обычным продуктом, который употребляет молодежь. Если мы разрешим юнцам употреблять квас в 0,8 промилле; тем, кто постарше — сидр в 1,2 промилле; далее идет уже пиво в 2,9 промилле и т.д., то тем самым мы увеличиваем в будущем число людей, страдающих от алкоголя. Чем позже начинается употребление алкоголя, тем ниже риск возникновения зависимости», — подчеркнула она.

«Алкоголь особенно опасен для молодых, потому что их организм еще окончательно не сформировался. Человеческий организм развивается и созревает до 21 года, поэтому алкоголь наносит вред несовершеннолетним в большей степени, чем взрослым.

Исследования показывают: чем раньше начинается употребление алкоголя, тем выше риск возникновения алкогольной зависимости», — отметила Якобсон.

47 процентов людей, пристрастившихся к выпивке уже до 14 лет, в дальнейшем страдают от алкогольной зависимости. Среди тех, кто приобщился к алкоголю в возрасте старше 21 года, проблема зависимости обретает актуальность только для девяти процентов.

Кроме того, алкоголь нарушает нормальное воспроизводство гормонов в организме несовершеннолетних, замедляется производство гормонов роста и тело остается недоразвитым. Поступающий вместе с питанием кальций не усваивается должным образом, возникает разжижение костей и портятся зубы.

У мальчиков уменьшается количество мужских гормонов, развивается дистрофия яичек и нарушается эрекция, возможно также увеличение удельного веса женских гормонов, что приводит к уменьшению роста волос и т.д. Иными словами, возможно развитие груди.

У девочек снижается производство женских гормонов, нарушается менструальный цикл, а также повышается содержание в организме мужских гормонов. Это приводит к формированию мужеподобного тела и голоса.

В ходе презентации на рынке нового безалкогольного сидра Fizz руководитель A. LeCoq Тармо Нооп предупредил, что этот напиток содержит алкоголь и предназначен он исключительно взрослым.

Продавцам не рекомендуется продавать этот напиток детям, однако, на сайте предприятия среди информации о новом продукте ни слова не сказано о том, что этот безалкогольный сидр на самом деле содержит до 1,2% алкоголя.

Детям не рекомендовано

Председатель союза трезвости AVE Лаури Беэкманн заявил, что при рекламировании безалкогольного сидра или пива косвенным образом реклама делается сидру и пиву вообще: «Они выглядят и освежают аналогичным образом».

 «Как говорят, юридически все корректно. Но вот этическая сторона. Если мы знаем, что в напитке все-таки имеется небольшой градус, то для несовершеннолетних это может быть особенно привлекательно».

Руководитель союза трезвости отметил, что производителей можно понять, это их бизнес, и производство безалкогольного напитка вроде бы является положительным явлением. Но с другой стороны, производитель должен обязательно гарантировать, чтобы подобный напиток не был адресован целевой группе несовершеннолетних.

В подобной ситуации вся ответственность возлагается на производителя.

Закон об алкоголе

♦ Алкогольный напиток пиво имеет содержание этанола свыше 0,5 объемного процента.

♦ Другая жидкость, предназначенная для распития,является алкогольным напитком в том случае, если содержание этанола в нем превышает 1,2 объемного процента.

♦ Реальное содержание этанола в сидре составляет 1,2-8,5 (включительно) объемных процентов. Крепление сидра дестиллированным алкоголем не разрешается.

♦ Иной алкогольный напиток является алкогольным напитком, полученным путем смешивания спирта, спиртосодержащего напитка, напитка брожения или иного безалкогольного напитка с содержанием этанола 1,2-15 объемных процентов (включительно), который может быть карбонизирован и иметь вкусовые добавки.

Ребенок и школа.

Реформа системы среднего образования

Реформа системы среднего образования в Республике Беларусь предусматривает введение единого учебного плана для каждого среднего учреждения образования, а также уменьшение на 20% обязательной школьной программы и увеличение факультативной.

Общее среднее образование будет 11-летним. Обучение будет начинаться с 6 лет или позже. 4 года ребенок будет обучаться в начальной школе, после 9 лет обучения он получит базовое образование, после 11 — общее среднее.

 Иностранные языки школьники будут изучать с третьего класса в объеме 2 часа в неделю, а в гимназии — начиная с пятого класса по 4 часа в неделю.

 Определено четыре направления гимназий и лицеев: речь идет о физико-математическом направлении, химико-биологическом, обществоведческом и филологическом.

Права и обязанности учащихся

 Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.

 Права и обязанности учащихся закреплены в основном законе жизни и деятельности школы — ее уставе, который принимается на общешкольной конференции, в работе которой, как правило, участвуют наряду с педагогами и родителями сами учащиеся.

 Устав представляет собой свод правил и положений, которые определяют цели, задачи, организацию, структуру и порядок деятельности школы.

В уставе закреплены права учащегося:

 • на правовую и социальную защищенность;

 • на выбор профиля обучения;

 • уважениесвоего достоинства;

 • на помощь учителей и овладение знаниями;

 • на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;

 • на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;

 • на защиту труда и здоровья в процессе обучения;

 • представлять школу на конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;

 • выбирать и быть выбранным на конференцию, в совет школы, органы ученического самоуправления;

 • принимать участие в распределении заработанных школой средств;

 • высказывать свое мнение при оценке деятельности учителей в форме, определенной уставом школы;

 • на признание и оценку своей учебной и общественной деятельности;

 • на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках контрольных работ и экзаменов.

Устав устанавливает:

 • старательно учиться, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дисциплинированным, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;

 • не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения;

 • достойно вести себя в школе и за ее пределами, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;

 • бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов;

 • беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красоту;

 • подчиняться решениям конференции, совета школы, указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителя и других сотрудников школы, исполнять устав школы.

 Устав школы закрепляет также и отдельные запрещения на поведение и действия учащихся, грубо нарушающие порядок в школе и представляющие собой опасность для окружающих.

Учащимся школы запрещается:

 • носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения;

 • развязывать и провоцировать драки в школе и в школьном дворе и участвовать в них;

 • иметь спиртные напитки или наркотики, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях;

 • играть на занятиях и в перерывах в карты и другие азартные игры;

 • заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школе,собственности учащегося;

 • игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважительность;

 • регулярно не выполнять получаемые задания или их систематически недобросовестно выполнять.

 За перечисленные провинности учащиеся, достигшие 14 лет, могут быть исключены из школы на определенный или неопределенный срок приказом директора школы, издаваемым на основании решения совета школы и по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних при горисполкоме.

 Но во всех случаях, разрешая ситуации, связанные с привлечением учащихся к ответственности за нарушение требований устава школы, другие проступки, администрации школы необходимо учитывать положение основополагающих правовых документов, закрепляющих методы дисциплинарной практики в учебно-воспитательных учреждениях.

Трудоустройство подростков

Чем регулируется трудоустройство подростков?

Труд подростков регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь (статьи 21, 114, 272, 274, 275, 279).

Временная занятость молодежи в свободное от учебы время регламентируется Положением о порядке и условиях организации и финансирования временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 84.

Где подростку поработать летом?

 Для трудоустройства во время каникул подростки могут обращаться в управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских исполнительных комитетов в своем районном, городском населенном пункте.

 В городе Минске можно обратиться в управление занятости комитета по труду, занятости и социальной защите горисполкома, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», а также в другие организации.

Сколько может работать подросток?

 Во время летних каникул подростки от 14 до 16 лет могут трудиться до 4 часов 36 минут, подростки от 16 до 18 летмаксимум 7 часов в день.

Какие документы нужны для трудоустройства?

 Для трудоустройства в обязательном порядке необходимо предъявить нанимателю следующие документы:

 — свидетельство о рождении;

 — справку по форме 086/У из поликлиники;

 — письменное согласие одного из родителей.

Как должны платить подростку?

 Сколько бы ни работал подросток, зарплата должна начисляться как при полном рабочем дне (статья 279 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Будет ли у подростка трудовая книжка?

 Трудовая книжка выдается нанимателем работнику при условии, что он отработал 5 и более рабочих дней.

Памятка родителям.

П А М Я Т К А Р ОД И Т Е Л Я М

Уважаемые родители! Каждый из Вас желает, чтобы дети, воспитывающиеся в Ваших семьях, были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. Администрация учреждения образования напоминает Вам простые правила, выполняя которые Вы сможете предупредить негативное влияние на Ваших детей, предостеречь их от попадания в круг преступников, наркоманов, токсикоманов и алкоголиков:

1. Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов.

2. Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера.Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным и начинать переход только после остановки транспорта.Не думайте, что беда приходит в семьи только других людей…

3. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.

4. Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, будьте уверены, что ничего хорошего от этого вам ждать не придется. Как правило, в таких ситуациях ваш ребенок хочет бесконтрольно и весело провести время…Большая часть преступлений подростками совершаются именно в позднее и ночное время, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления.

5. Организуйте посещение ребенком кружкалибо секции по интересам.

6. Контролируйте выполнение ребенком домашних заданий, обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с классным руководителем.

7. Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в учебном заведении и по месту жительства.

8. Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте,регулярно напоминайте им об этом.Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники.Если же выэто делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика.

В соответствии со ст.17.3 КоАП РБ распитие в общественных местах алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, либо появление в пьяном виде,оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влечет наложение штрафа в размере до 8 базовых величин.Если вашему ребенку не исполнилось 16 лет, то по ст.9.4 КоАП РБ штраф накладываетсяна родителей в размере до 10 базовых величин.

9. Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что кроме проблем со здоровьем,ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки, такие как употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков.

Кроме того, в соответствии со ст.17.9 КоАП РБ курение в местах, где оно в соответствии с законодательством запрещено, в том числе в учебных заведениях и на их территории, влечет наложение штрафа до 4 базовых величин, если же вашим детям не исполнилось 16 лет, то по ст.9.4 КоАП РБ штраф накладывается на родителей в размере до 10 базовых величин.

10. Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка – это личное поведение и образ жизни его родителей. Будьте достойным примером для своих детей!

Администрация учреждения образованияжелаетуспехов Вам в воспитании детей и уверены, что Ваши дети вырастут порядочными, законопослушными людьми и не принесут в Ваш дом горе и разочарование.

Дети в ночное время.

Дети в ночное время

 5 сентября 2012 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

С указанного времени в республике действует запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах с 23.00 до 06.00 без сопровождения взрослых.

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка (часть вторая статьи 17 введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 31 мая года 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Статья 301 Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища (введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З)

1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища —

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —

влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 772 «Об утверждении Положения о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры».

Во исполнение статьи 7 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 5 сентября 2012 г.

Премьер-министр Республики Беларусь М. Мясникович

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.08.2012 N 772

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ДО ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ, ОБНАРУЖЕННЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПЕРИОД С ДВАДЦАТИ ТРЕХ ДО ШЕСТИ ЧАСОВ ВНЕ ЖИЛИЩА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ЛИБО БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ИХ ПОРУЧЕНИЮ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ, РОДИТЕЛЯМ, ОПЕКУНАМ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМ ЛИБО ПО ИХ ПОРУЧЕНИЮ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЛИЦАМ И ДОСТАВЛЕНИЯ ТАКИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц (далее — несовершеннолетний), родителям, опекунам или попечителям (далее — законный представитель) либо по их поручению совершеннолетним лицам (далее — совершеннолетнее лицо) и доставления несовершеннолетних в социально-педагогические центры.

2. Несовершеннолетний после его обнаружения в течение трех часов подлежит передаче законному представителю или совершеннолетнему лицу либо доставляется в социально-педагогический центр.

3. После обнаружения несовершеннолетнего сотрудники органов внутренних дел (далее — сотрудники) в целях установления личности выясняют его фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения, а также фамилии, собственные имена, отчества, данные о регистрации по месту жительства (пребывания) его законных представителей, контактный телефон и иную информацию, необходимую для установления местонахождения законных представителей, а при необходимости доставляют его в территориальный орган внутренних дел.

После установления личности несовершеннолетнего сотрудники незамедлительно принимают меры по информированию законных представителей о его местонахождении.

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЛИБО СОВЕРШЕННОЛЕТНЕМУ ЛИЦУ

4. Запрещается передавать несовершеннолетнего законным представителям либо совершеннолетним лицам, не имеющим при себе документов, удостоверяющих их личность, либо находящимся в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, а также с явными признаками психического расстройства (заболевания).

5. При передаче несовершеннолетнего законному представителю либо совершеннолетнему лицу составляется в трех экземплярах акт о передаче несовершеннолетнего по форме согласно приложению, первый экземпляр которого передается лицу, принимающему несовершеннолетнего, второй — остается в органе внутренних дел, третий — в течение трех рабочих дней направляется в районную (городскую), районную в городе комиссию по делам несовершеннолетних.

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ДОСТАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

6. В случаях, если местонахождение законных представителей не установлено, либо законные представители находятся в месте, не позволяющем им в течение трех часов его забрать, либо законные представители не дали поручения о передаче несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, либо совершеннолетнее лицо в течение трех часов не прибыло, либо при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 настоящего Положения, несовершеннолетний доставляется в социально-педагогический центр.

7. Для доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр запрещается использовать мотоциклы, мопеды, иные транспортные средства, не предназначенные для перевозки людей.

8. Сотрудник обязан принять меры, исключающие причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, обеспечивающие сохранность имеющихся при нем вещей, документов и ценностей.

 В целях личной безопасности несовершеннолетнего сотрудник предлагает ему перед посадкой в транспортное средство предъявить содержимое его личных вещей.

Во время доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр сотрудник обязан постоянно наблюдать за его поведением и состоянием здоровья. При появлении у несовершеннолетнего признаков резкого ухудшения состояния здоровья сотрудник обязан незамедлительно вызвать бригаду скорой (неотложной) медицинской помощи либо доставить несовершеннолетнего в ближайшую государственную организацию здравоохранения. До прибытия бригады скорой (неотложной) медицинской помощи сотрудник принимает неотложные меры по оказанию несовершеннолетнему необходимой помощи.

Закон Республики Беларусь о правах ребёнка.

Закон Республики Беларусь о правах ребёнка

 Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознании на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую помощь, реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Дети обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 6. Равноправие детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или ­совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.

Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

Статья 10. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права.

В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 12. Право на бесплатный проезд

Дети в возрасте до семи лет имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право но получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, юридическая помощь оказывается ребенку коллегиями адвокатов бесплатно.

В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд с заявлением о защите своих прав и интересов, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей.

Статья 14. Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Глава 2 . РЕБЕНОК И СЕМЬЯ

Статья 15. Право на проживание в семье

Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

Статья 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое, общение не отвечает интересам ребенка.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления, здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством, Республики Беларусь.

В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

 Декрет №18

Информация для размышления

 Согласно ДекретаПрезидента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, в соответствии с ч. 3ст. 101 Конституции Республики Беларусь, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение (помещение в детские интернатные учреждения,детские дома семейного типа, опекунские семьи и т.д.) в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи, с чем они находятся в социально опасном положении.

 При наличии оснований, указывающих на нахождение детей в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних, по месту жительства ребенка в трехдневной срок принимает решение о признании ребенка, нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещения ребенка на государственное обеспечение. О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется прокурор. Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка.

 Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

 Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае:

— отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

— отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

-лишения их родительских прав;

-нахождения их в розыске, лечебно – трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

-отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

 Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в ОВД и орган государственной службы занятости по месту постоянного жительства обязанного лица. Орган госслужбы занятости в течение трех рабочих дней определяет организацию для трудоустройства обязанного лица. Обязанное лицо должно явиться в организацию и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа госслужбы занятости. Прием на работу обязанного лица, подлежащего трудоустройству по постановлению суда, осуществляется на основании направления органа госслужбы занятости. Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами госслужбы занятости, а так же обязанных лиц от выполнения работы.

 Работа обязанных лиц, осуществляемая по постановлению суда, прекращается после полного возмещения расходов по содержанию детей либо после самостоятельного трудоустройства этих лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.

Конституция РБ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

  • Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.
  • Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении.
  • Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
  • Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
  • Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
  • Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.
  • Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Кодекс РБ о браке и семье

Статья 661. Защита прав и законных интересов детей

  • При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями или одним из них, а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании и содержании детей, своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.
  • Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей

  • Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании и содержании детей, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащие воспитание и содержание детей.
  • Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

  • не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  • ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  • лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Кодекс РБ об административных правонарушениях

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние,

— влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от д

Особенности ответственности несовершеннолетних по Кодексу РБ

 Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1.Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3) и другие.

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения.

Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, – влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

Статья 9.3. Оскорбление.

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Статья 9.4. Невыполнение родителей обязанностей по воспитанию детей.

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин.

Статья 10.6. Присвоение найденного имущества.

Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 5 базовых величин.

Статья 10.9. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества.

Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, – влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения.

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение.

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных напитков, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах.

Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, – влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

Копия SAM_3759