Экзамены

   

РАСПИСАНИЕ  КОНСУЛЬТАЦИЙ

1  июня — белорусский язык

4 июня — математика

6 июня — русский язык

Начало проведения консультаций в 10.00

РАСПИСАНИЕ  ЭКЗАМЕНОВ

2 июня — белорусский язык (в письменной форме)

5 июня — математика ( в письменной форме)

7 июня — русский язык (в письменной форме)

              Начало экзаменов в 9.00

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям?

  • В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка, не перегружать его домашними делами. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал заниматься.
  • Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Подбадривайте ребёнка, хвалите его за то, что он делает хорошо. Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

  • Сам процесс сдачи экзамена требует много сил, поэтому в период подготовки к экзаменам важно, чтобы Ваш ребенок хорошо питался. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов.

Такие продукты, как рыба, мясо, яйца, молочные продукты (творог, сыр и др.), орехи, мед, фрукты (лимоны, апельсины, бананы и др.) и овощи особенно необходимо в период подготовки и сдачи экзаменов.

  • Большое значение имеет режим подготовки ребенка. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность, заняться физическими упражнениями. Обеспечьте достаточно продолжительный сон, не допускайте перегрузок. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Используйте для подготовки время естественного подъема работоспособности человеческого организма: с 9.00. до 13.00.ч. и с 16.00. до 20.00.ч.

Сложные темы лучше изучать в часы подъема (первая половина дня с10.00-12.00 и с 18.00-21.00), хорошо знакомые – в часы спада (с 12.00-14.00 и с 16.00-2-18.00).

  • Учитывая закономерности запоминания, необходимо повторять изучаемый материал сначала через 15-20 мин., затем через 8-9 часов, и еще раз через 24 часа
  • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором, компьютером или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  • Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Родители могут оказать детям помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана подготовки, помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.
  • Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов учебного предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
  • Вместе договоритесь, сколько вопросов или билетов он должен подготовить за неделю, в конце недели устраивайте по этим вопросам мини экзамен. Так к концу 4 четверти ваш ребенок должен подготовить все вопросы, а в дни непосредственной подготовке к экзамену, 3-4 дня, у вашего ребенка будет время полностью повторить весь материал.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Не нужно нагнетать обстановку напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Это может отрицательно сказаться на результате экзамена, т.к. ребенку всегда передается волнение родителей.

Ваша задача — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Повышайте уверенность детей в себе, учите контролировать эмоции, и сосредоточиться на том, что можно сделать, а не на своих переживаниях о том, что «Вдруг не получится». Поговорите с детьми о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумайте действия в таких ситуациях.

  • Для гипертимных детей (быстрых, энергичных, активных) родители должны создать ощущение важности ситуации экзамена, нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты экзамена. Такие дети быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Поэтому у таких детей необходимо развивать навыки самоконтроля: по завершению работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.
  • Процедура экзамена требует высокой мобильности. Это может представлять трудности для детей, которые с трудом переключаются с одного задания на другое. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка определить время, необходимое для каждого задания. Например, если нужно решить 5 задач за час, значит, на каждую задачу можно потратить не более 12 минут. Попробуйте также определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Посоветуйте ребенку, если он не может сразу дать ответ на вопрос или не уверен, пропустить его, чтобы потом к нему вернуться.
  • Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации (невнимательные, рассеянные), могут нерационально использовать отведенное время. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать различные средства для саморегуляции деятельности: например часы, для определения времени на выполнение задания, список необходимых дел (и вычеркивание их по мере выполнения) и т.п.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
  • Не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.

ПОМНИТЕ: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Желаем успешного окончания учебного года!

Номера телефонов «Горячей линии», по которым можно обращаться по спорным вопросам, вносить предложения по совершенствованию вступительных испытаний в комитете государственного контроля Гродненской области (80152743142, 80152721930 и в г.Лида 80154550140), в управлении образования облисполкома (80152770421).

                                                         .

 


    

                                                                КОНФЛИКТ РЕШАЙТЕ КОНСТРУКТИВНО

    Конфликт (столкновение, несогласие, борьба) – противодействующее состязание сторон с разнонаправленными, противоречивыми интересами. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о сложившейся ситуации, некомпетентность одной из сторон, низкая культура общения и др.
Конфликты могут быть личностными, межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми, мнимыми и реальными, конструктивными и деструктивными.
Деструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением причинить психологический вред или ущерб, подавить и унизить оппонента. Уход от решения конфликта приводит к увеличению количества проблемных ситуаций, создавая систему новых противоречий, и если возможности разрешения агонистического (примиримого) конфликта упускаются, то конфликт переходит в разряд хронического, а иногда и антагонистического (непримиримого).
Но в любых случаях конфликт порождает отчуждение, противоборство и часто – вражду и ненависть. В психике конфликтующих начинают превалировать крайне негативные впечатления о партнере, возникает всеподавляющая доминанта его виновности, изобретаются средства отмщения и грань порядочности и правомерности преступается.

Порой к конфликту приводят даже не действия другой стороны, а ее негативный психический потенциал, возможность враждебных действий – возникают конфликты по ошибке. Многие мнимые конфликты возникают у лиц, психически ослабленных или чрезмерно возбудимых.
Нередко возникает ситуация мнимого конфликта, когда стороны вступают в противоборство из-за ложных противоречий. Такие конфликты могут быть вызваны неадекватной оценкой намерений другой стороны, неправильной интерпретацией ее действий, непонимания двусмысленности речевых сообщений. Нередко преувеличиваются размеры возникших противоречий, которым придается гипертрофированное значение, а простые пути их разрешения недооцениваются.
Различают три поведенческих типа участников конфликта:

  • Деструктивный тип всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликтной ситуации. Лицам такого типа свойственна постоянная оборонительная готовность, озабоченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны. К этому типу относятся лица с авторитарной схемой поведения, ригидные личности.
  • Конформный тип склонен к безоговорочным уступкам, чем побуждает другую сторону к наращиванию агрессивного противоборства.
  • Конструктивный тип – стремится к разрешению конфликта путем нахождения стратегии, позволяющей учесть интересы всех участников.

    К.Томас выделяет пять способов поведения в конфликтной ситуации:
Конкуренция (соревнование) – стремление добиться удовлетворения собственных интересов при полном игнорировании интересов другой стороны.
Избегание (уход) – характеризуется безразличием, как к достижению собственных целей, так и к интересам партнера. Уход от ответственности.
;    Приспособление – сглаживание разногласий путем принесения в жертву собственных интересов.
Компромисс – разрешение конфликта за счет взаимных уступок.
Сотрудничество – нахождение участниками альтернативного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Жизнь не может быть бесконфликтной, но человек должен находить оптимальные способы улаживания разногласий, научиться вести переговоры, не нанося ущерба другим. Разумное разрешение конфликтных ситуаций предполагает удовлетворение интересов всех участников, и чем больше спорящая сторона защищает свою позицию, тем дальше она уходит от разрешения спора, заглушая рефлексивность социального взаимодействия. Необходимо понять психическое состояние оппонента, причины его противодействующей активности, поставить себя на его место.
Предлагайте партнеру неожиданные решения, побуждайте его выдвигать приемлемые для вас предложения и выдвигайте свои в соответствии с его возможностями, не наносите ущерба престижу.

Решение конфликта облегчается при следующих условиях:

  1. Когда обе стороны избегают схемы «победитель – побежденный».
  2. Когда участники конфликта обладают одной и той же информацией по возникшей проблеме.
  3. Когда основные интересы сторон совместимы.
  4. Когда каждый готов решать проблему открыто, не уклоняясь и не избегая ответственности.
  5. Когда в разрешении конфликтной ситуации используется система обмена. Если каждая сторона уступает что-то из того, что хочет другая сторона, очень вероятно, что взаимоприемлемое решение будет найдено.

Контроль над конфликтными ситуациями состоит из ряда процедур:

  1. Оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и предполагаемых действиях участников возможного конфликта.
  2. Воздержания от всех действий, способных придать конфликтной ситуации неуправляемый характер.
  3. Подключения к разрешению конфликта беспристрастных авторитетных арбитров.
  4. Выявления и использования всех возможностей взаимоприемлемого разрешения конфликта.
  5. Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, уклонение от постконфликтного отрицательного эмоционального противостояния.

 

ПАМЯТКА
Как подготовиться к экзамену

  • Введи в рабочую зону комнаты желтый (оранжевый) и ярко голубой цвета, т. к. они активизируют интеллектуальную активность (картинка, ваза с цветами, скатерть в этих тонах).
  • Учти, что наивысшая продуктивность запоминания между 8 и 12 часами, затем она постепенно снижается, а с 17 часов снова медленно повышается и при отсутствии переутомления достигает высокого уровня примерно к 19 часам.
  • Составляя план подготовки на каждый день, необходимо четко определить, что именно будет изучаться, какие разделы и темы будут пройдены и в какие дни.
  • Лучше начать с самого сложного, но если тебе трудно «раскачаться», то можно начать с того, что больше всего тебе интересно и нравится.
  • Через каждые 40-60 минут занятий делай 10-20 минутный перерыв. В это время можно сделать комплекс физических упражнений, принять контрастный душ, выполнить какую-нибудь домашнюю работу, т. е. полностью отключиться от напряженной учебной деятельности.
  • Не стоит стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Рационально структурировать информацию, используя приемы группировки, выделения опорных пунктов, составления планов и схем, классификации и метода ассоциаций.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекая время выполнения тестов (на задания в части «А» в среднем уходит по две минуты на каждое).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай, что не справишься, а, напротив, моделируй позитивный образ – образ победы и триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить все планы ответов, еще раз удели внимание самым трудным вопросам.
  • Постарайся выспаться перед экзаменом, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы, уверенности в себе и в своем успехе.

    Формируй психологическую установку на успех, абсолютную уверенность в том, что цель будет достигнута!

Психологическая самопомощь в экзаменационный период

   Экзамены – это стресс, который может быть мобилизующим (эвстресс) и демобилизующим (дистресс). ЕГЭ – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, а это повышает его субъективную значимость, следовательно, и уровень тревоги старшеклассников. Высокий уровень тревожности учащихся на экзаменах приводит к дезорганизации и падению эффективности деятельности, к психосоматическому неблагополучию и обострению хронических заболеваний.
В любой стрессовой ситуации, в том числе и в напряженный экзаменационный период, успешности деятельности способствуют следующие психотехники.

  1. Обсуди с самим собой или с родителями, с друзьями или знакомыми возможные проблемные ситуации на экзамене и заранее продумай свои действия. Спроси себя: «Какая реальная опасность таится за этой проблемой, каковы негативные последствия, каков наихудший результат и что в этом случае следует делать?».
  2. При возникновении состояния высокого эмоционального напряжения, тревоги, депрессивных симптомов останови себя и спроси: «Выгодно ли мне такое состояние? Насколько полезны и необходимы в данный момент те или иные эмоциональные переживания?». Если ты поймешь, что волноваться выгодно, так как это мобилизует, то можешь продолжать это делать. А если ты осознаешь обратное и скажешь себе, что это невыгодно, то эмоциональные переживания постепенно ослабеют, произойдет отстранение от негатива и эффективность деятельности повысится.
  3. Плохо сдав один экзамен, как дистанцироваться от неудачи? Убедившись, что твои мысли, переживания не эффективны — начинай действовать. Как правило, в стрессовом состоянии 80% времени мы посвящаем переживаниям и лишь 20% — исправлению ситуации, а надо бы наоборот. Если это касается экзамена, то стоит сразу взяться за учебник или зайти в Интернет, обратиться за помощью к друзьям, а не предаваться отчаянию и печали.
  4. Если деструктивные переживания все же не покидают тебя и результативность деятельности неуклонно снижается, то можно использовать простые способы снятия стрессового напряжения и рассеивания депрессии:
    — умеренные, но регулярные физические упражнения, чтобы повысить выработку эндорфинов, создающих приподнятое настроение;
    — контрастный душ (очень эффективны занятия плаванием);
    — стирка белья, мытье посуды или иная полезная и интересная деятельность, дающая быстрый ощутимый результат;
    — прогулка в тихом месте на природе;
    — танцы под музыку, пение любимых песен;
    — из газетного листа можно сделать маленький комок, вложив в него весь свой негатив, и закинуть подальше; порвать газету на мелкие кусочки, представляя, что уничтожаешь свои страхи, комплексы, переживания, а затем выбросить;
    — можно поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях напряжение копится в мышцах шеи и плечевого пояса;
    — по две минуты в день улыбайся себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья».
  5. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения, навыки аутогенной тренировки и медитации. Успокаивающее дыхание, при котором выдох в два раза длиннее глубокого вдоха, полезно использовать в случае сильного эмоционального напряжения, чтобы погасить избыточное возбуждение. При мобилизующем дыхании (после полного вдоха дыхание задерживается на несколько секунд и далее следует свободный выдох) преодолевается вялость и сонливость, актуализируются познавательные и волевые процессы, а значит и интеллектуальные.
    Однако, оптимально-минимальный уровень тревоги на экзамене нужен, а поэтому и не рекомендуется употреблять транквилизаторы, так как они способны оказать негативное влияние на скорость психических реакций и на продуктивность умственной деятельности.

    Всегда, а в экзаменационный период особенно, необходимо заботиться о своем здоровье. В это напряженное время рекомендуется соблюдать режим труда и активного отдыха, спать не менее 9 часов (сон – лучший отдых для нервной системы), правильно и полноценно питаться.
В стрессовой ситуации происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы проходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Следовательно, до, во время и после экзамена целесообразно пить минеральную воду, так как в ней содержатся ионы калия и натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Полезно пить зеленый чай или чистую воду. Все остальные напитки с этой точки зрения вредны или бесполезны.
Улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, тем самым, повышая продуктивность процессов запоминания и воспроизведения информации употребление моркови с растительным маслом; ананаса, лимона, черники и авакадо – источников энергии для кратковременной памяти.
Положительно влияют на концентрацию и объем внимания креветки, репчатый лук (минимум половина луковицы ежедневно), орехи.
Снятию стрессового напряжения и удержанию тревоги на мобилизующем уровне способствуют такие продукты, как шоколад, бананы, клубника, орехи, курага, печень, красное мясо, сыр, фасоль, паприка, капуста. Бананы и шоколад содержат серотонин, который эффективно влияет на депрессивную симптоматику и обеспечивает радостное мироощущение.
Оптимальный настрой перед экзаменом должен быть примерно таким: «Я сдам экзамен на пятерку (четверку) – это будет великолепно, не получится – это плохо, но не конец света, я знаю, что делать в этом случае!».
Вырабатывай в себе склонность во всем искать хорошее. Собирай и накапливай в памяти те моменты, когда ты был счастлив или одержал пусть маленькую, но победу, и в моменты жизненных кризисов обращайся к этой «кладовой» за поддержкой и вдохновением.
Формируй психологическую установку на успех, абсолютную уверенность в том, что цель будет достигнута!

Рекомендации девятиклассникам по успешной сдаче экзаменов

 1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

 2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть, свысока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

 3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

 4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

 5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

 6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

 7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

 8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

 9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

 10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.